Метод оценки толерантности

Валентин Н. Марунин

Россия, Санкт-Петербург

В данной работе предложен метод оценки толерантности, основанный на анализе нормальных модальностей и аномальных модальностей. Методика позволяет отражают эмоционально-нравственную структуру общественной психологии народа, нации, профессиональной общности и личности не только конкретного исторического периода, но и позволяет построить графики ее изменения во времени. Данный подход дает возможность не только анализа, но и прогнозирования увеличения (уменьшения) отрицательных (положительных) оценочных показателей текста (автора текста).

Метод оценки предназначен для использования в качестве методологического инструмента в издательствах, центрах изучения общественного мнения, государственных структурах, анализирующих работу СМИ и спецподразделениях, в задачу которых входит автоматизация и анализ электронных текстов по степени "проблемности".

По оценкам авторитетных международных источников количество информации в Мире удваивается за семь лет. Возрастающая динамика роста информационных объемов, ставит актуальные вопросы по разработке специализированных методик по автоматизации ее оценочных показателей (качество изложения текста, научная объективность, толерантность, безопасность и др.).

Трудности точного отображения данных показателей в языке общеизвестны и сложно вербализуются. Оценка представляет собой вербальное, словесное определение свойств и качеств предметов и явлений, выраженное словом или словосочетанием. Высказывание оценки является высвобождением определенного психосоциального напряжения (энергии, устремления, мотива) оценки, возникающего у человека в ответ на собственную потребность или внешний стимул высказать ее в процессе общения.

Проблема, точнее, связка двух проблем - чувств и оценок, - чрезвычайно противоречива и не достаточно исследована.

Работы Е.Вольфа, где рассматривается (истинность/неистинность, важность/неважность и т.п.) и З.Эртеля аналично - "жесткие" (всегда, никогда, все, никто и т.п.) и "мягкие" (не всегда, иногда, не все, некоторые и т.п.) и им аналогичные можно рассматривать, как Линейные (одномерные, вырожденные) или Переходные (гегелевские).

В общем виде от зависимости вида связей различаются следующие типы триад:

1. Линейные (одномерные, вырожденные), когда все три элемента расположены на одной оси в смысловом пространстве. Например, 1―10―100 или левые―центр―правые. Структурно они не богаче, чем диады.

2. Переходные (гегелевские), характеризуемые известной формулой тезис®антитезис®синтез. Они провозглашают снятие противоречия, не раскрывая его движущей структуры.

3. Системные (целостные), состоящие из трёх равноправных элементов одного уровня общности. В них каждый элемент может служить мерой совмещения двух других. Все системные триады обладают единой смысловой структурой, обусловленной способностью человека мыслить одновременно и понятиями, и образами, и символами. В семантической формуле рацио-эмоцио-интуицио проявляется как тринитарный архетип. Смысловое сходство системных триады можно рассматривать как гомологический закон, управляющий структурной динамикой целостных образований.

Примеры линейной типологизации детально проанализированы в работах В.В. Максимова, в которых рассмотрены вопросы оценки текста не предмет безопасности. Существенным недостатком предложений автора является отсутствие учета фразеологических единиц (ФЕ) русского языка, которые при анализе текста в ряде случаев дают противоположные результаты. К примеру, слово "Убить" и ФЕ русского языка "Убить время" имеют различное смысловое значение. Однако, его идеи о психо-эмоциональном цикле (рис. 1) являются важным вкладом и незаменимым средством для решения широкого спектра задач контент-анализа.

Целью данной работы является разработка методологии по оценке толерантности текстов, которая учитывает не только линейные оценки (опасность, паника, отчуждения и др.), но и системные, которые формируются на основе анализа ФЕ русского языка (убить время, убрать конкурента, стреляный воробей и т.д.). Итоговые показатели дают семантически более точные смысловые результаты для включения (идентификации) или не включения в смысловую группу.

В результате исследований составлен словарь, который систематизирует слабо формализуемую лексику русского языка, обозначающих более 18 тысяч оттенков социальных чувств и оценок (интеллектуальных эмоций и чувств).

Словарь состоит из трех частей: Классификатор основных типов и модальностей чувств и оценок (табл. 1), Алфавитный словник с индексами терминов и ФЕ русского языка, Синонимический словарь, состоящий из 140 списков слов-синонимов и ФЕ-синонимов для поиска значений.

Классификатор состоит из 35 основных типов чувств и оценок по 4 основных модальности в каждом типе: по две нормальных – положительная и отрицательная, и по две аномальных (положительная и отрицательная; девианторы и стрессоры). В основу типологии выражений чувств и оценок положено представление о психо-эмоциональном цикле (рис. 1).

С помощью классификатора каждому слову и ФЕ в Алфавитном словнике заданы буквенно-цифровые индексы, указывающие места его синонимов в Синонимической части Словаря. Поиск содержания искомого слова и ФЕ осуществляется по индексам в Синонимическом словаре, с помощью которых выбираются группы синонимов, отражающих номинальный состав слово-смыслов и ФЕ-смыслов искомого значения.

Словарь построен в виде алфавитного списка одиночных оценочных слов (без словосочетаний) и ФЕ русского языка. Каждому слову и ФЕ русского языка соотнесены один или более буквенно-цифровых индексов по схеме "цифра―буква―цифра".

Фрагмент алфавитного словаря

Термины и фразеологические единицы Индексы
Аморальн - (ый, ая, ое, ого, ые, ых, ым, ыми, о) 14А2
Блудн - (ым,ого .... .) сын(ом, а, .....) 1А1;2,9,12,20,25Н2
Авось 1A1; 4H1; 19H2; 33A2
Бочк-(у,у, ....) кат-(ишь,ить, ....) 17Н2;23А2
В три погибели 27А2


Первая цифра (от 1 до 35) обозначает тип чувства―оценки, буквы (или Н или А) ― нормальную или аномальную модальность, уточняемую второй цифрой (1 или 2). Наличие нескольких индексов у одного слова, разделенных точкой с запятой, обозначает разные его значения, которые оно может принимать в зависимости от контекста его использования.

Слова в алфавитном словаре, как правило, разделены знаком тире на "корневую" часть и окончание. Сделано это из "компьютерных" соображений и адаптации словаря к машинному варианту с целью автоматизации оценочного контент-анализа.

Табл. 1. Классификатор социальных чувств и оценок

 

 


типа
Аномальные
положительные
модальности
(девиантные)
Нормальные модальности
Аномальные
отрицательные
модальности
(стрессоры)
Положительные
(императивные)
Отрицательные
(нормативные)
  А1 H1 H2 A2
1 Беспечности БЕЗОПАСНОСТИ Опасности Паники
2 Благодушия БЛАГОПОЛУЧИЯ Неблагополучия Несчастья
3 Навязчивости ВНИМАНИЯ Невнимания Бездушия
4 Фанатизма ВЕРЫ Сомнения Неверия
5 Амбиции ГОРДОСТИ Неудачи Безуспешности
6 Протекционизма ДРУЖБЫ Недружелюбия Вражды
7 Самодовольства СИЛЫ Слабости Болезни
8 Ажиотажа ИНТЕРЕСА Безучастности Отчуждения
9 Космополитизма ПАТРИОТИЗМА Национализма Шовинизма
10 Всеведения КОМПЕТЕНТНОСТИ Заблуждения Незнания
11 Групповщины КОЛЛЕКТИВИЗМА Потерянности Индивидуализма
12 Ревности ЛЮБВИ Равнодушия Ненависти
13 Упрощения ЛЕГКОСТИ Сложности Непосильности
14 Ханжества НРАВСТВЕННОСТИ Фальши Аморальности
15 Бодрячества ОПТИМИЗМА Пассивности Отчаяния
16 Бездумности ПОНИМАНИЯ Неясности Абсурда
17 Бюрократизма ПОРЯДКА Беспорядка Хаоса
18 Демагогии ПРАВДЫ Неправильности Беззакония
19 Алчности ПОТРЕБНОСТИ Возможности Недопустимости
20 Уравниловки РАВЕНСТВА Неравенства Дискриминации
21 Махинаторства РЕШЕНИЯ Проблемы Безвыходности
22 Вседозволенности СВОБОДЫ Зависимости Угнетения
23 Авантюризма СМЕЛОСТИ Боязни Страха
24 Корыстолюбия СОБСТВЕННОСТИ Дефицита Утраты
25 Чванства СОВЕСТИ Стыда, вины Обиды
26 Покорности СОГЛАСИЯ Возражения Протеста
27 Культа УВАЖЕНИЯ Неуважения Глумления
28 Аскетизма УДОВЛЕТВОРЕНИЯ Ухудшения Возмущения
29 Попустительства ХОЗЯИНА Нерадивости Развала
30 Прожектерства НОВОГО Обыденности Косности
31 Экстремизма ЦЕЛИ Конформизма Смирения
32 Мании величия Я, СЕБЯ, СВОЕГО Скромности Чужого
33 Преувеличения ВАЖНОСТИ Несущественности Пренебрежения
34 Время-плюс МЕРА ВРЕМЕНИ Нулевое время Время-минус
35 Величина-плюс ВЕЛИЧИНА-МЕРА Нуль-величина Величина-минус

 

В основу типологизации и группировки выражений чувств и оценок было положено модельное представление о психо-эмоциональном цикле (рис.1), отображающем циклический (и синусоидальный, волновой) характер переживания человеком имеющегося у него спектра чувств данного типа, непрерывно и периодически сканируемых его психикой по круговой шкале интенсивности. Основные модальности (Н1―А1―А2―Н2) выступают в круговой модели цикла как 4 фазы развертывания чувств-оценок каждого типа.

 

Интенсивность (сила) чувства

Интенсивность (сила) чувства
Рис.1. "Круговая" модель шкалирования модальностей


Обозначения:
I - вертикальная координата ИНТЕНСИВНОСТИ (силы) чувства-оценки
Н1―Н2 - зона нормальных модальностей (положительных и отрицательных);
А1―А2 - зона аномальных модальностей (положительных и отрицательных);
М - зона "молчания" чувств данного типа;
П - зона "переключения" полярных модальностей;.
п(+), п(-) ― психо-эмоциональные пороги высказывания оценок данной модальности (по уровню их интенсивности).

Состав словаря и классификатор чувств отражают эмоционально-нравственную структуру общественной психологии народа, нации, профессиональной общности, конкретного исторического периода. Она может быть зафиксирована по текстам (например, по письмам, по литературе, газетам и т.д.).

Отбор терминов в словарь, классификационный анализ слов и словника в целом, разработка типов чувств-оценок и образующих их модальностей проводились параллельно и одновременно, исходя из следующих принципов:

1. Принцип ПОЛЯРИЗАЦИИ ОЦЕНОК (чувств) на положительные и отрицательные;

2. Принцип ВЕРБАЛЬНОЙ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ утверждающий, что каждому ТИПУ чувств соответствует свой список оценочных синонимов;

3. Принцип ПАРАБОЛИЧЕСКОГО ШКАЛИРОВАНИЯ чувств и выражающих их оценок; согласно ему список синонимов данного ТИПА чувств-оценок может быть упорядочен в виде шкалы интенсивности их выражений - от максимума положительного значения до максимума отрицательного значения со средней точкой "нулевой" интенсивности;

4. Принцип СОЦИАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИВНОСТИ чувств и оценок, утверждающий разделение каждой ветви параболической шкалы каждого типа чувств на две части (рис.1): нормальных и аномальных модальностей, каждая из которых включала положительную и отрицательную модальности.

В результате автоматизированной обработки текста выводится матрица показателей (35х4), которые преобразуются в графическое изображение ― Геномограмму. Геном подразумевает в данном контексте уникальность эмоциональной структуры текста.

Геномограмма дает визуальное представление о данных показателях для специалистов из различных областей знаний. Сравнение двух или нескольких геномограмм дает возможность не только анализа, но и прогнозирования увеличения (уменьшения) отрицательных (положительных) оценочных показателей текста (автора текста).

Интеллектуально-познавательный потенциал методологии рассматривается, как особая человеко-машинная технология социального познания процессов, происходящих в обществе, по массивам текстов, продуцируемых в нем (по письмам, книгам, газетам, законам, постановлениям).

Используемая литература

1. Ertel S. Content-Analysis: An alternative approach to open and closedminds//High School Journ. Univer. North Carolina, 1985. P.54-61. Его же: 23. Ertel S. Nazi leaders' intolerance of entropy//Politische Psychol. 1981. Sonderheft 12. S.326-335.

2. Баранцев Р.Г. Системная триада - структурная ячейка синтеза // Системные исследования. Методологические исследования. Ежегодник 1988. М.: Наука, 1989. С. 193-209.